НИЦ Тестсвязь

Мобильная связь. Перспективы 3G, LTE и 4G. Экспертный опрос

14-01-2010

У новых технологий в Украине есть будущее. Но оно под вопросом

 В начале сентября НКРС попыталась уладить вопрос выдачи лицензий на связь 3G… и ограничила их количество. Так, согласно решению НКРС № 1648, получить лицензию на мобильную связь третьего поколения ІМТ – 2000 (UMTS) в диапазоне 1920 – 1980 МГц, 2110 –2170 МГц, 2010 –2025 МГц теперь смогут только 4 компании. Ещё одна, действующая, лицензия есть у «Укртелекома».

 Таким образом, все затраты на проведение радиочастотной конверсии, необходимой для освобождения частот под 3G, лягут на плечи четырех операторов («Укртелеком» не разделит бремя финансовой ответственности). Хотя желающих заполучить эту лицензию – значительно больше: «Киевстар», «МТС-Украина», «Астелит» (TM life:)), «Украинские радиосистемы», «Голден Телеком» (Beeline), ITC («CDMA Украина»).

 Между тем, вопрос стоимости конверсии и, соответственно, лицензии для операторов остается открытым. Минобороны заявляло, что приблизительная стоимость конверсии составит в целом 2,5 млрд. грн. По мнению операторов, такая сумма является откровенно завышенной и никто ее платить не собирается. Ровно как не готовы они и к неадекватно высокой стоимости непосредственно самой лицензии. В этом вопросе все ориентируются на 150 млн. грн., уплаченных «Укртелекомом» в 2005 г.

 Совсем недавно, представители НКРС выступили с инициативой провести конверсию вовсе бесплатно, мотивируя необходимостью скорейшего развития этого стандарта и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов в отрасль. В поддержку этого тезиса выступает и Глава «Укрчастотнадзора» Павел Слободянюк, утверждающий, что сейчас частоты 1920 - 1980 Мгц, 2110 -2170 Мгц, 2010 -2025 Мгц военные не используют вовсе. А в военное время весь спектр и без того переходит в их ведение. 

 Как бы то ни было, но участники рынка мобильной связи сегодня находятся перед непростым выбором путей развития собственного бизнеса. Показатели проникновения достигли предела, уровень ARPU падает, а индекс MoU – растет. Это значит, что абонент говорит дольше, а платит при этом меньше. Операторы вынуждены уходить в смешанные отрасли, зарабатывая за счет дополнительных услуг. По прогнозам экспертов, уже в ближайшее время наиболее востребованным будет пакетирование услуг, т.н. Triple Play, когда абонент от одного оператора получает и голосовую телефонию, и передачу данных (Интернет) и даже телевизионный цифровой сигнал (IPTV).

 Многие украинские участники рынка заявили о своей готовности инвестировать в эти услуги и оказывать их уже в ближайшее время. У некоторых из них даже есть на это свободные ресурсы.

 Когда можно ожидать столь революционных изменений на рынке, мы попытались выяснить у экспертов телекоммуникационного рынка Украины. Заодно и выяснив, что может выступить стимулом этого процесса, а что способно притормозить такое развитие рынка.

 Результаты опроса оказались если не парадоксальными, то симптоматичными. В частности, ряд опрошенных экспертов считают, что уход мобильщиков в ШПД является почти решенным делом. Остается открытым лишь проблема «последней мили». Новые условия допуска в канализацию от Укртелекома и построения альтернативной канализации для участников мобильного рынка являются затратными. Остается лишь покупка уже существующих игроков, вошедших в канализацию, или вовсе нетрадиционные методы решения (как-то самонесущие «воздушки»).

 Также достаточно проблемным, по мнению экспертов является ситуация с государственным регулированием. Именно эта составляющая, как показывает опрос, тормозит сегодня развитие новых стандартов мобильной связи.

 Существует проблема непоследовательности инвесторов, которые вместо того, что бы в период кризиса осуществлять «дешевые сделки» по слиянию, поглощению или развитию новых сетей и услуг, пытаются выводить средства через дивиденды.

 Однако главный вопрос кризисного времени — наличие свободных инвестиционных ресурсов. Они есть не у всех участников. В частности, среди перспективных инвесторов называют МТС и Киевстар. В то же время, эксперты отмечают непонятную пассивность этих игроков. В частности, в КС в течении вот уже 6 месяцев притормозились тендерные процедуры по выстраиванию собственных сетей и начались непонятные телодвижения относительно переформатирования рынка контент-услуг. Напомним, эти сегменты рынка находятся в ведении руководства направления т.н. «новых услуг», и в частности Директора по управлению и развитию продуктов Виталия Ворожбита, перешедшего в КС из Телесистем. Стоит отметить, что участники рынка в кулуарах отмечают в принципе осложнение коммуникаций с Киевстаром по целому ряду вопросов. Как бы там ни было, но КС пока не используют предоставленные им временем, кризисом и учредителями возможности. В частности стало известно об уменьшении объемов инвестиций как в текущем (2009) году, так и планов на будущий, 2010.

 А в это время «малые игроки» декларируют готовность к предоставлению услуг уже четвертого поколения. В данном случае стоит вспомнить Украинские новейшие технологии с их новым брендом Фрештел.

 

1. В связи с достижением высоких показателей проникновения мобильной связи, какими Вы видите пути развития рынка мобильной связи (направления, технологии, услуги)?

 

Мыкола Олиярнык (IKS-Consulting): Операторы пойдут по пути сегментирования – разделение пользователей на ещё большее число потребительских групп. С каждой из этих групп оператор обязан будет отдельно работать, специально для них формировать пакеты услуг, а соответственно и тарифов. Несомненно, перспективными остаются новые стандарты мобильной связи - 3G . Однако в силу слишком высокой зарегулированности рынка и серьезном отставании от общеевропейских темпов, можно говорить о развитии промежуточных стандартов - 2,5G/2,75G (GPRS/EDGE). Однако самым доходным останется классическая телефонии стандарта GSM.

 

Юрий Безбородов («Пан-Телеком»): Мобильная связь несомненно будет активно развиваться в направлении конвергенции услуг. Если сравнить уровень рынков мобильной связи в Украине и в Японии, то у нас еще попросту «конь не валялся». Там мобильный телефон обеспечивает не только связь (и видеосвязь) владельцу, но и выполняет функции платежной банковской карточки, мобильным телефоном рассчитываются в магазинах за покупки, осуществляют оплату в автобусах и метрополитене. Он же является пропуском на работу в учреждение, по мобильному телефону смотрят цифровое телевидение и прочие функции. Поэтому «контент» - это первейшая задача, которая в ближайшее время будет решаться и развиваться. Очевидно вопрос дополнительных контент услуг в Украине только начинает подниматься. И на некотором уровне происходит непонятное их торможение в развитии.

 

Роман Химич (Netton CG): Услуги голосового общения (собственно телефонная связь) по-прежнему остаётся базовой услугой для операторов мобильной связи. Её доля в их доходах превышает 80%. Все попытки операторов добиться успеха на поприще продажи контента в своих сетях не принесли заметного результата.

 

Быстро развивающийся сегмент их бизнеса, связанный с предоставлением услуг передачи данных при всех своих перспективах остаётся небольшим с точки зрения объёмов. Динамика его роста не позволяет надеяться на то, что в перспективе 3-5 лет передача данных будет приносить операторам хотя бы 30% выручки.

 

О разрекламированных услугах цифрового вещания для мобильных устройств, продаже музыки и прочей экзотике можно даже не вспоминать.

 

Так что телефония ещё долго будет оставаться базовой услугой для участников этого рынка. Даже через пять лет их бизнес, скорее всего, будет выглядеть так же, как и сейчас. Пока что ни один из украинских операторов, к сожалению, не доказал своей способности выйти за пределы известной парадигмы сотового бизнеса.

 

 

2. Каковы перспективы 3G и 4G в Украине?

 

Мыкола Олиярнык: Рынок мобильного доступа в Интернет развивается бурными темпами, поэтому и для 3G, и для 4G есть непаханое или едва вспаханное поле. Так, по нашим оценкам, в следующие три-четыре года темпы роста подотрасли мобильного доступа в Интернет будут двузначными, на уровне 26-33%. Причем взнос 2G с каждым годом будет уменьшаться. Мы лелеем надежду, что регуляторные преграды будут преодолены - и 3G, не исключено, что и 4G – получат новый толчок к развитию. Однозначно, перспективы для внедрения 3G/4G в Украине являются очень серьезными!

 

Юрий Безбородов: Уверен, что в ближайшие пол-года, год НКРС проведет тендер на частоты по технологии 3G. Тогда, кроме Укртелекома, еще минимум три оператора будут владельцами частот и лицензии на предоставление услуг в этом стандарте. А это уже совершенно другие возможности: высокие скорости, новое качество связи, дополнительные услуги и пр. Это совершенно другой уровень возможностей.

 

Роман Химич: Говоря о перспективах внедрения новых технологий, стоит упомянуть, что разрекламированные аббревиатуры 3G и 4G обозначают всего лишь маркетинговые и технологические концепции. Поэтому содержательное обсуждение связанных с ними вопросов затруднено.

 

Если говорить о технологиях третьего поколения мобильной связи, то большинство их составляющих – программная коммутация, реализация IMS и сквозная поддержка IP-протокола, - уже развёрнуты в сетях украинских операторов. Дело за получением возможности использовать новые полосы частот для более производительных радиоинтерфейсов, с которыми и принято ассоциировать UMTS/HSDPA. Получив лицензии на эти частоты, операторы в ближайшее время смогут развернуть UMTS-сети и серьёзно нарастить свою долю на рынке услуг передачи данных и доступа в Интернет.

 

А вот о т.н. «четвёртом поколении» говорить пока рано. Хотя бы потому, что нет ясности с тем, что под этим понимается. Производители оборудования постоянно пересматривают в сторону уменьшения перечень возможностей, которые, якобы, будут предоставлять 4G-технологии.

  

3. Какие особенности инвестирования на рынке в период кризиса Вы могли бы отметить? Что будет финансироваться в первую очередь?

 

Мыкола Олиярнык: Финансируются, прежде всего, существующие расходы, в поддержку уже существующих сетей, по минимуму - это касается непосредственно четверки наибольших сотовых операторов. Запуск УНТ сети 4G - достаточно смелый шаг, учитывая сложную экономическую ситуацию. Очевидно, инвесторы и руководители компании имеют достаточный запас прочности и готовы дольше раскручивать новый сегмент рынка, чем если бы это происходило до кризиса.

 

Юрий Безбородов: Особенности безусловно существуют.

 

Первое. Настороженность инвесторов, связанная с мировым кризисом. Свободных денег стало меньше. Многие инвесторы, у которых есть свободные деньги, приберегают их на возможные худшие времена.

 

Второе. Сегодня в Украине сложная политическая ситуация. Инвесторы крайне болезненно реагируют на политическую составляющую. Их не устраивает противостояние институтов власти и они ожидают определенной ясности по результатам выборов.

 

Роман Химич: Разные компании в зависимости от особенностей избранной стратегии поведения придерживаются существенно различных подходов. Кто-то, как, например, УРС или МТС, сократил свои инвестиции, поскольку основные интересы, усилия и ресурсы материнских компаний находятся за границей. Кто-то, как Астелит, пытается сохранить докризисные объёмы инвестирования, чтобы подготовиться к неизбежному восстановлению рынка. Парадоксальной является позиция Киевстар, который, несмотря на амбициозные планы и более чем достаточные собственные ресурсы, всё время пересматривает свои планы в сторону уменьшения.

 

 

4. Какие объективные и субъективные факторы, по Вашему мнению, будут сдерживать развитие рынка мобильной связи (слабости регулирования, отсутствие инвестресурсов, слабости менеджмента)?

  

Мыкола Олиярнык: Скажу лишь одно, о чем уже вспоминал выше: несовершенное регулирование является основным фактором, сдерживающим развитие рынка.

 

Юрий Безбородов: Сегодня как раз регулирование (НКРС) как никогда налажено и с этой точки зрения сдерживания к развитию я не предполагаю. Да, инвестресурсы - это сегодня слабое место и о нем я говорил в п.3. Отдельная тема - менеджмент. К сожалению, сегодня в Украине менеджеры разных уровней поражены вирусом коррупции и «невеличких видкатиков». Коррупция пронизала всю страну от Президента до рядового чиновника. А менеджеры тоже люди и тоже заражаются этой болезнью.

 

Роман Химич: Рынок мобильной связи неоднороден. Есть два крупнейших игрока, которые имеют возможность получить выгоду от существующей институциональной среды. И есть два (не считая Утел и операторов CDMA) новичка, пытающихся занять место в партере. Разная ситуация, разные вызовы, разные проблемы. Для Астелита и УРС критичным является неблагоприятная среда, в который им приходится развивать свой бизнес.

 

В случае с их антагонистами проблемы носят скорее внутренний характер. В первую очередь стоит упомянуть некоторый кризис идей, который проявляется как неспособность делать что то, что выходит за рамки имеющегося опыта. Сложнее всего, очевидно, приходится лидеру рынка. Похоже на то, что компания пока не может определиться с направлением своего дальнейшего развития. В результате вместо того, что инвестировать накопленные за годы успеха ресурсы, акционеры Киевстар выводят их за рубеж в виде дивидендов. А менеджмент компании озвучивает всё более экзотические идеи – от продажи цифровой музыки до построения общенациональной сети с использованием WiMAX в диапазоне 5 Ггц, которую признали бесперспективной сами производители. Что же касается МТС, то она, кажется, окончательно отказалась от намерения вернуть себе позицию номер 1 и полностью сосредоточилась на противостоянии с Астелит.

 

Источник: http://proit.com.ua/article/telecom/2009/09/17/160418.html